изменён документом от: 21 декабря 2009 ЗН ППМР 6 мая 2006 № 25-З-IV САЗ 06-19  

BAA

О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

ЗАКОН

ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

6 мая 2006 г.
N 25-З-IV

(САЗ 06-19)


Принят Верховным Советом

5 апреля 2006 года
Приднестровской Молдавской Республики

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Закона распространяются на юридические лица независимо от формы собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах на территории Приднестровской Молдавской Республики.


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

а) промышленная безопасность опасных производственных объектов далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

б) авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ;

в) инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Закона и иных нормативных правовых актов и технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.


    Статья 2. Опасные производственные объекты


1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении к настоящему Закону.

2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в Республиканском реестре опасных объектов, расположенных на территории Приднестровской Молдавской Республики.

3. Порядок регистрации в Республиканском реестре опасных производственных объектов, расположенных на территории Приднестровской Молдавской Республики, определяется Президентом Приднестровской Молдавской Республики. Плата за регистрацию опасных производственных объектов не взимается.


    Статья 3. Требования промышленной безопасности


1. Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах, принимаемых в установленном порядке, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территории Приднестровской Молдавской Республики от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства и в других областях.

     Статья 4. Правовое регулирование в области 
               промышленной безопасности

1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.

2. Нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности подлежат согласованию с республиканскими объединениями профессиональных союзов, республиканскими объединениями работодателей и органом государственного надзора в области промышленной безопасности.

3. Если международным договором Приднестровской Молдавской Республики установлены иные требования, чем предусмотренные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, то он может быть ратифицирован Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики только после (или одновременно) с принятием Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики законодательного акта, вносящего изменения в действующее законодательство Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с международным договором, подлежащим ратификации.

     Статья 5. Государственное управление в области 
               промышленной безопасности

1. Государственное управление в области промышленной безопасности осуществляется путем:

а) установления обязательных требований в области обеспечения промышленной безопасности;

б) регистрации опасных производственных объектов в Республиканском реестре опасных производственных объектов, расположенных на территории Приднестровской Молдавской Республики;

в) лицензирования отдельных видов деятельности в области промышленной безопасности либо аккредитации организаций, осуществляющих определенные виды деятельности в области промышленной безопасности;

г) создания системы подготовки кадров, занятых на опасных производственных объектах;

д) создания системы информации о требованиях промышленной безопасности;

е) создания систем экспертизы промышленной безопасности и сертификации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

ж) создания системы обязательного страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте;

з) создания системы профессиональных аварийно-спасательных служб;

и) запрещения и пресечения деятельности в области промышленной безопасности, осуществляемой с нарушением действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики;

к) организации расследования причин аварий на опасном производственном объекте;

л) государственного надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

м) анализа состояния промышленной безопасности и информирования общественности.

2. Реализацию государственной политики и координацию деятельности в области промышленной безопасности осуществляет уполномоченный Президентом Приднестровской Молдавской Республики исполнительный орган государственной власти.

3. Исполнительные органы государственной власти, которым в соответствии с законами или нормативными правовыми актами Президента Приднестровской Молдавской Республики предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с уполномоченным исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы промышленной безопасности.


ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


    Статья 6. Деятельность в области промышленной безопасности


1. К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта: изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, предназначенных для применения на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности: диагностики, испытаний и освидетельствования зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, профессиональная подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта.

2. Осуществление любой деятельности в области промышленной безопасности возможно только после подтверждения в установленном настоящим Законом порядке соответствия требованиям промышленной безопасности, в том числе установленным правилам и нормам по безопасному ведению работ и осуществлению конкретных видов деятельности. Подтверждение соответствия требованиям промышленной безопасности осуществляется путем:

а) проведения экспертизы промышленной безопасности документации и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасном производственном объекте;

б) сертификации производимых или ввозимых технических устройств, предназначенных для использования на опасных производственных объектах;

в) диагностики, испытания, технического освидетельствования технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте.

3. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию либо аккредитации в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 7. Технические устройства, применяемые на опасном 
               производственном объекте

1. Общий порядок и условия применения технических устройств на опасном производственном объекте устанавливаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы промышленной безопасности.

2. Технические устройства, в том числе иностранного производства, предназначенные для применения на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики. Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, утверждается Президентом Приднестровской Молдавской Республики.

3. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат диагностике, испытаниям и техническому освидетельствованию в установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке в соответствии с документацией на техническое устройство, а также правилами и нормами по безопасному ведению работ и осуществлению конкретных видов деятельности.

Техническое освидетельствование проводится в установленных документацией на техническое устройство случаях для проверки технического состояния устройства и определения возможности его дальнейшей эксплуатации. Техническое освидетельствование технических устройств проводит организация, осуществляющая их эксплуатацию, либо специализированная организация. Диагностику и испытания технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, производят организации, имеющие лицензию либо аккредитованные в установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке на проведение соответствующих проверок и испытаний. Сведения о техническом освидетельствовании, диагностике и испытаниях заносятся в паспорт технического устройства.

4. Экспертиза промышленной безопасности технических устройств проводится в порядке, установленном настоящим Законом.

     Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию,
               строительству и приемке в эксплуатацию опасного
               производственного объекта

1. Одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации.

2. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

3. В процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

4. Приемка в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке. В процессе приемки в эксплуатацию опасного производственного объекта проверяются соответствие опасного производственного объекта проектной документации, готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

     Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации
               опасного производственного объекта

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

а) соблюдать положения настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

б) иметь лицензии на виды деятельности в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

в) обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

г) допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

д) обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

е) иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;

ж) организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

з) обеспечивать наличие и функционирование неоходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

и) обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию органа государственного надзора в области промышленной безопасности;

к) предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

л) обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

м) заключать договор страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

н) приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию органа, осуществляющего государственный надзор в области промышленной безопасности, в случаях аварии или инцидента, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

о) осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварий;

п) принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

р) анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

с) своевременно информировать в установленном порядке органы государственной власти, органы местного самоуправления Приднестровской Молдавской Республики и население об аварии на опасном производственном объекте;

т) принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

у) вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

ф) представлять по требованию органов государственной власти и органов местного самоуправления Приднестровской Молдавской Республики информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах;

х) выполнять распоряжения и предписания органов государственного надзора в области промышленной безопасности.

2. Работники опасного производственного объекта обязаны:

а) соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действия в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

б) проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

в) незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или других должностных лиц об аварии и инциденте на опасном производственном объекте;

г) приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

д) участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

     Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к
                действиям по локализации и ликвидации последствий 
                аварий на опасном производственном объекте

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

а) планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

б) заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа своих работников;

в) иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

г) обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

д) создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

     Статья 11. Производственный контроль соблюдения требований 
                промышленной безопасности

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль по соблюдению требований промышленной безопасности.

2. Каждая эксплуатирующая опасные производственные объекты организация разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта.

3. Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

4. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен пройти соответствующее обучение.

5. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, ежегодно предоставляют информацию об организации производственного контроля в уполномоченный исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы промышленной безопасности.


    Статья 12. Техническое расследование причин аварии


1. По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.

2. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем уполномоченного исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы промышленной безопасности.

В состав указанной комиссии также включаются:

а) представители органа государственного надзора в области промышленной безопасности;

б) представители исполнительных органов государственной власти городов и районов, на территории которых располагается опасный производственный объект;

в) представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

г) другие лица в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

3. Президент Приднестровской Молдавской Республики может принять решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначить председателя указанной комиссии.

4. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, страхования, изготовления оборудования и других.

5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работники обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.

6. Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, фамилии работников, допустивших эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий.

7. Материалы технического расследования причин аварии направляются в органы государственной власти и органы местного самоуправления Приднестровской Молдавской Республики по их требованию.

8. Порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается нормативным правовым актом Президента Приднестровской Молдавской Республики.

9. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.


    Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности


1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

а) проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в эту документацию;

б) технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте:

в) здания и сооружения на опасном производственном объекте.

Конкретные виды технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности и требования, которые должны учитываться при экспертизе промышленной безопасности различных объектов, устанавливаются правилами и нормами по безопасному ведению работ и осуществлению конкретных видов деятельности.

Экспертиза технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте проводится в следующих случаях:

а) по окончании расчетного срока службы технических устройств, зданий и сооружений;

б) после аварий на опасных производственных объектах или попадания их в чрезвычайные ситуации;

в) при выявлении в процессе эксплуатации дефектов, вызывающих сомнения в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно, а также в случаях эксплуатации технических устройств с отступлением от паспортных характеристик.

2. Экспертизу промышленной безопасности проводят независимые организации, в том числе иностранные, имеющие лицензию либо аккредитованные на право проведения указанной экспертизы в установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке.

Экспертиза проводится за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

3. Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия объекта экспертизы стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

4. Весь процесс проведения экспертизы должен быть документирован.

5. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.

6. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями, подлежащими выполнению, или без них.

Условия, подлежащие выполнению, - это положения, не препятствующие выдаче положительного заключения экспертизы. Они формулируются в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией.

7. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные выводы:

а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);

б) о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований промышленной безопасности.

8. В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность уполномоченный исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы промышленной безопасности, для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта.

9. Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз.

10. Организация, осуществляющая проведение экспертизы промышленной безопасности и оформление заключения, несет ответственность за объективность и достоверность заключения в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики. Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в судебном порядке.

11. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы промышленной безопасности.

12. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы промышленной безопасности, ведет учет:

а) нормативных технических документов системы экспертизы;

б) экспертных организаций;

в) экспертов;

г) заключений экспертизы.

     Статья 14. Обязательное страхование ответственности за причинение 
                вреда при эксплуатации опасного производственного 
                объекта 

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 15. Государственный надзор в области 
                промышленной безопасности

1. Государственный надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики в целях проверки выполнения организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности или эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности.

2. Государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляет исполнительный орган государственный власти, в ведении которого находятся вопросы горного и промышленного надзора.

Государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется на принципах самостоятельности и независимости от поднадзорных организаций.

Плановые надзорные мероприятия на объектах, признанных производственно опасными, проводятся ежегодно.

3. Должностные лица исполнительного органа государственный власти, в ведении которого находятся вопросы горного и промышленного надзора, при исполнении своих должностных обязанностей находятся под защитой государства и имеют право:

а) посещать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты;

б) знакомиться с документами, необходимыми для проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности;

в) осуществлять проверку выполнения организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности, условий лицензий на осуществление данного вида деятельности;

г) выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности, в том числе о необходимости проведения в силу выявленных нарушений экспертизы промышленной безопасности, а также проведения диагностики, испытаний и освидетельствований технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте;

д) выступать в установленном порядке в суде или в арбитражном суде представителем органа государственного надзора по искам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу других лиц вследствие нарушений требований промышленной безопасности;

е) направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, к административной и уголовной ответственности;

ж) выдавать организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности или эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания о приостановке работ, ведущихся с нарушением требований промышленной безопасности, при необходимости опечатывать опасные производственные объекты, помещения на указанных объектах или технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, а в случае угрозы жизни и здоровью работников давать указания о выводе людей с рабочих мест;

з) осуществлять иные предусмотренные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности.

     Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства в 
                области промышленной безопасности

Лица, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности или осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов с нарушением требований настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики, в том числе:

а) за эксплуатацию опасных производственных объектов без регистрации;

б) за осуществление без лицензии либо аккредитации отдельных видов деятельности в области промышленной безопасности, подлежащих лицензированию либо аккредитации;

в) за нарушение сроков технического освидетельствования, испытания и экспертизы технических устройств, зданий и сооружений;

г) за нарушение правил и норм по безопасному ведению работ и осуществлению конкретных видов деятельности в области промышленной безопасности.


ГЛАВА 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением подпункта м) пункта 1 статьи 9 и статьи 14.

Подпункт м) пункта 1 статьи 9 и статья 14 настоящего Закона вступают в силу со дня вступления в силу закона Приднестровской Молдавской Республики, регулирующего порядок обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов.

Со дня вступления в силу настоящего Закона действующие нормативные правовые акты Приднестровской Молдавской Республики до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.


ПРЕЗИДЕНТ

И. СМИРНОВ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г. Тирасполь
6 мая 2006 г.
 N 25-З-IV

Приложение
к Закону
Приднестровской Молдавской Республики
"О промышленной безопасности
опасных производственных объектов"


Опасные производственные объекты


К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

1) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

2) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

3) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

4) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

5) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

- средняя смертельная доза при введении в желудок - от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

- средняя смертельная доза при нанесении на кожу - от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

- средняя смертельная концентрация в воздухе - от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

6) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

- средняя смертельная доза при введении в желудок - не более 15 миллиграммов на килограмм;

- средняя смертельная доза при нанесении на кожу - не более 50 миллиграммов на килограмм;

- средняя смертельная концентрация в воздухе - не более 0,5 миллиграмма на литр;

7) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

- средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов - не более 10 миллиграммов на литр;

- средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафний в течение 48 часов, - не более 10 миллиграммов на литр;

- средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов - не более 10 миллиграммов на литр;

б) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

в) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

г) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

д) ведутся горные, геологоразведочные, буровые работы и работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Примечание: Количественные критерии по каждому конкретному веществу или группе веществ и классификация веществ устанавливаются нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с настоящим Законом.